/ Церковь в Украине / Очерк истории Христианства на Украине:
ВИЗИТ ПАПЫ В УКРАИНУ    
23-27 июня, 2001 г.    
Церковь в Украине

Христианство на Украине в XXI в.
Православные Церкви в Украине
Католические Церкви в Украине
Подполье Украинской Греко-Католической Церкви
Очерк истории Христианства на Украине


Очерк по истории Христианства в Украине

По материалам доклада профессора Олега Турия (Институт Истории Церкви, Львов, Украина), произнесенной 15 сентября 2000 г. на конференции во Фрайзинге (Германия).

Украина имеет многолетнюю христианскую историю, которая берет свое начало еще в Х ст. Сегодня в Украине больше 22000 религиозных общин почти 80 разных христианских направлений. И хотя советская атеистическая пропаганда в целом не была успешной, сегодня многие украинцы не принадлежат ни к какой Церкви, причиной чего является духовная пустота, которую оставил после себя большевистский режим в Восточной Европе.



Обращение Украины и трения между Востоком и Западом

В 988 г. князь Владимир Великий ввел христианство в его восточном (византийско-славянском) обряде как государственную религию Киевской Руси. Это произошло перед тем, как большой церковный раскол в 1054 г. разделил христианский Восток и Запад. Киевская Церковь унаследовала традиции византийского Востока и была частью Константинопольского патриархата. Однако, эта Церковь тоже оставалась в полном сопричастном единстве с латинским Западом и его патриархом - Папой Римским.

Несмотря на то, что между Константинополем и Римом существовали противоречия, киевские еирархи старались сберечь христианское единство. Посланцы из Руси учавствовали в Соборах западной Церкви в Лионе (1245 г.) и Констанце (1418 г.). Сам киевский митрополит Исидор был одним из инициаторов Флорентийской унии (1439 г.).

Пока Киевская митрополия работала над восстановлением единства, на севере от Киева, в Москве, возникла новая митрополия. Московская Церковь отказалась признать Флорентийскую унию и отделилась от давней митрополии в Киеве, провозгласив свою автокефалию (самоуправление) в 1448 г. В 1589 г., воспользовавшись упадком греческого православия и Константинополя под турецким игом, Церковь в Москве получила статус патриархата.

Начало 



Уния с Римом 1596 г. и раскол Украины на Восток и Запад

Киевской Церкви был брошен вызов со стороны протестантской Реформации и посттридентского католицизма. Одновременно она переживала серьезный внутренний кризис. И Синод принимает решение перейти под юрисдикцию Римского Престола, обеспечив при этом сбережение традиционной восточной обрядности и собственной церковной и этно-культурной самобытности. Такая модель церковного единства была утверждена на Соборе в 1596 г. в Бересте, от которого и начинается институционное существование Греко-Католической Церкви в Украине.

Однако часть иерархов и верных Киевской митрополии настаивала на канонической принадлежности к Константинопольскому патриархату. В результате внутреннего раскола центральная и восточная часть Украины перешла под "высокую руку единоверного московского правителя" в 1654 году. Вскоре и православная Киевская митрополия была подчинена Московскому патриархату (1686 г.) С развитием Российской империи возросли и репрессии против греко-католиков и их насильственное обращение в русское православие, подчиненное государству (1772, 1795, 1839, 1876).

Православное духовенство и миряне Украины были недовольны тесной связью Русской Православной Церкви с имперской властью и с великорусскими национальными интересами. Это привело к зарождению "украинофильского" течения, которое после русской революции 1917 г. переросло в организованное движение за автокефалию украинского православия, однако попыток ее провозглашения в 1920-х и 1940-х гг. натолкнулись на решительное сопротивление и репрессии со стороны советской власти.

Начало 



Польское и Австро-Венгерское правление в Украине

Во время проведения Берестейского собора территория всей Украины входила в состав Польско-Литовского государства. В западной части Украины, которая и дальше оставалась в составе Речи Посполитой, Церковь была главным фактором сбережения культурно-религиозной самобытности украинского населения. С переходом западноукраинских земель в состав Австрийского государства греко-католическая иерархия получила всесторонюю поддержку и покровительство правительства габсбургской монархии.

На пороге ХХ века Греко-Католическая Церковь в Галичине удостоилась выдающейся личности митрополита Андрея Шептицького ((1901-1944). Его духовное правление пришлось на тревожные времена двух мировых войн и семиразового изменения политических режимов, в частности советского и нацистского. Его неустанная душпастырьская работа, защита национальных и социальных прав народа, харитативная деятельность, экуменические усилия превратили Церковь во влиятельную общественную институцию Западной Украины.

Начало 



Наследие тоталитаризма - Украина в ХХ столетии

Непосредственным фактором, который влияет на развитие религиозной жизни в современной Украине, является трагедия ХХ столетия - эпохи террора и насилия. По приблизительным оценкам, в Украине двадцатого столетия насильнической смертью погибло около 17 млн. человек. Особенно трагическим является то, что эти жертвы рождены не только войнами и конфликтами, но и химерными идеями перестройки мира.

Борьба с религией была государственной идеологией, для утверждения которой не жалели усилий. Храмы разрушали, сжигали, профанировали; священников и верных православных и католиков, представителей других религий расстреливали, арестовывали и депортировали в сибирские гулаги. Целые Церкви преследовались, их загоняли в подполье и полностью уничтожали (как Украинскую Автокефальную Православную Церковь в начале 30-х гг. или Украинскую Греко-Католическую Церковь в 1946 г. в Закарпатье). От Римо-Католической Церкви и Протестантских Церквей остались лишь горстки Церковных общин, которые подвергались строгому контролю.

Даже деятельность Русской Православной Церкви (которая функционировала как государственная Церковь) была очень ограничена. Кроме того, она страдала из-за проникновения в ее ряды советских спецслужб. В обществе прогрессировала бездуховность и углублялась деморализация.

Кризис советской власти в 80-х гг. остановил процесс удушения Церквей. В 1989 г. вышла из подполья запрещенная режимом Украинская Греко-Католическая Церковь, были созданы общины Украинской Автокефальной Православной Церкви. Провозглашение независимости Украины в 1991 г. создало для деятельности всех Церквей Украины новый государственно-политический контекст.

Начало 

 Версия для печати

© Web design and programming - TRC Web Team, 2001
Support - Oleh Kuzo, 2001-2006, 2011
© Українська Греко-Католицька Церква, 2001
Дослідження: Львівська Богословська Академія
Усі права застережені.